Страничка музыкального руководителя

Музыкальный руководитель

  Для чего, скажи мой друг, музыка нужна?

Чтоб понять печаль и горе, пенье соловья!
Чтобы в радостном порыве петь и танцевать!
                        Чтобы чувства, настроение, мы без слов могли понять!

 

Уважаемые гости!
Рады приветствовать Вас на нашей музыкальной страничке, которая посвящена музыкальному развитию детей.
Музыкальное развитие детей, как и развитие речи ребенка, немыслимо без активного участия Вас, 
дорогие мамы и папы. Здесь вы найдете материалы и рекомендации по музыкальному развитию малышей.


Правила поведения родителей на детском празднике

С правилами ознакомиться мы предлагаем Вам:

Мы в музыкальном зале рады видеть всех!
Всегда звучат здесь песни, детский смех.
И чтобы праздник был спокойней, веселей,
Не надо брать с собой грудных детей.
Устанут, будут плакать, и кричать,
Нехорошо артистов огорчать.
В день праздника вы постарайтесь раньше встать.
Чтоб на утренник в детсад не опоздать.
Чтоб Ваша дочка или ваш сынок
Костюм надеть спокойно смог.
А вот фотоаппарат иль камеру возьмите,
И обязательно весь праздник нам снимите.
А что же можно? Спросите вы нас!
Мы очень просим, дорогие, Вас
Аплодисментами поддерживать детей,
Чтобы артисты стали посмелей.

А если уж пришлось вам опоздать,
То постарайтесь никому не помешать.
Вы между номерами паузу дождитесь, 
Пройдите в зал и у дверей садитесь.
И не забудьте снять пальто и шапки.
Снимите сапоги, наденьте тапки,
А лучше туфли на высоких каблуках.
Чтоб все вокруг сказали: «Ах!»
Ещё хотим, друзья вам предложить -
Свои таланты в зале проявить.

Читать стихи, петь песни, танцевать,
Шутить, на сцене роль сыграть.
Танцуйте, пойте, веселитесь с нами.
И знайте, ждем всегда мы встреч приятных с вами!

 

  
Дорогие мамы, папы, бабушки и дедушки! Если ваш ребенок ходит в детский сад, то вас наверняка приглашают на утренники. И это замечательно, ведь вы сможете еще раз убедиться в том, какой ваш ребенок красивый, умный, талантливый, сообразительный! А чтобы и вы, и ребенок не испытали чувство разочарования после праздника, достаточно соблюдать несколько простых правил.
 

Готовьтесь к утреннику!!!

    Если в детском саду вас попросили что-то купить для утренника или подготовить костюм для ребенка, не отказывайте (конечно, при условии, что выполнение просьбы не предполагает серьезных финансовых трат). Очень распространенной ошибкой родителей является то, что они рассматривают детский сад как некое предприятие сферы услуг, нечто вроде парикмахерской или химчистки, рассуждая при этом примерно так: «Мы вам сдали ребенка, вот и занимайтесь его воспитанием, а нам некогда, мы деньги зарабатываем». Это в корне неверно. Воспитание ребенка — процесс непрерывный и многогранный, и в нем должны принимать участие как работники детского учреждения, так и родители. Воспитатель должен быть с вами в тандеме, двигаться в одном направлении. Тогда результаты ваших общих усилий будут заметны.
 

Приходите на праздники в детский сад !!!

    Понятно, что вы очень заняты. Но ваш приход крайне важен для вашего ребенка! Ведь он хочет, чтобы именно вы оценили его успехи, именно вы слушали, как он читает стихи и поет. Ребенок не всегда чувствует себя артистом и получает удовольствие от самого выступления перед публикой, как такового. Для него принципиально отличается выступление перед зрителями «вообще» и выступление перед зрителями, среди которых есть родной и любимый человек. Если все же никто из членов семьи не может пойти на праздник, то обязательно честно предупредите об этом ребенка, ни в коем случае не обнадеживайте его и не обманывайте. Возможно, кто-то из родителей будет снимать утренник на видеокамеру — попросите потом копию записи, ведь в наш век цифровых технологий и Интернета это сделать очень просто. И последующий семейный просмотр записи утренника сможет стать компромиссным решением этого вопроса.
 

Не обесценивайте старания вашего ребенка !!!

    Для ребенка утренник — это серьезное событие, очень ответственное. Он долго готовился, репетировал. И он, конечно же, волнуется! Поддержите его, скажите, что вы им гордитесь. Пусть он во время выступления что-то забыл или перепутал, не придавайте этому внимания и уж ни в коем случае не устраивайте «разбор полетов» и не сравнивайте своего ребенка с Машей, Сашей или Мишей. Ваш ребенок — самый лучший и самый талантливый! И он должен понимать, что вы думаете именно так, и никак иначе. 
Также не стоит передергивать ситуацию в другую сторону и активно восторгаться своим ребенком, при этом принижая способности и умения других детей. Все дети талантливы и способны, только каждый — по-своему.
 

Придерживайтесь правил !!!

    Детский сад — это учреждение с определенными правилами. Вас могут попросить надеть бахилы, снять верхнюю одежду. Это делается для удобства и поддержания чистоты. Приходите на праздник вовремя. Не заставляйте Вас ждать и задерживать общий праздник. 
Постарайтесь не нарушать правила детского сада, тем более, что это совсем несложно.
 

Участвуйте в празднике!!!

    Очень часто сценарии детских утренников предполагают интерактивность. Детям и родителям предлагают конкурсы, задания, совместные игры. Не отказывайтесь от участия! Вашему ребенку будет очень приятно, да и вы, скорее всего, получите удовольствие, ненадолго «впав в детство». 
Вот, пожалуй, и все. Желаем вам и вашим детям интересного праздника и хорошего настроения!
 

Пение как вид активной музыкальной деятельности детей

Пение — один из самых любимых детьми видов музыкальной деятельности. Благодаря словесному тексту, песня доступнее детям по содержанию, чем любой другой музыкальный жанр. Хоровое пение объединяет детей, создает условия для их эмоционального музыкального общения.
Песня сопровождает жизнь ребенка с самого раннего возраста. Она воздействует на чувства детей, заполняет их досуг, способствует организации игры, в яркой, образной, занимательной форме углубляет имеющиеся у них представления об окружающей действительности. Хорошая детская песня — одно из средств воспитания ребенка.
Народные песни, песни классиков и особенно советских композиторов раскрывают перед детьми целый мир новых представлений и чувств. Песни глубоко воспринимаются и осознаются детьми благодаря единству художественного слова и музыки.

В сравнении с инструментальной музыкой пение обладает большей силой эмоционального воздействия на детей. Прежде всего — это живое, непосредственное общение исполнителя с детьми. Выразительные интонации человеческого голоса, сопровождаемые соответствующей мимикой, привлекают внимание самых маленьких слушателей. Не осознавая еще до конца содержания текста, дети реагируют на песенные интонации: подпевают, приплясывают под веселую музыку; засыпают, прислушиваясь к мелодии колыбельной песни.
По мере развития ребенка — формирования у него мышления, накопления новых представлений и развития речи — усложняются его эмоциональные переживания и возрастает интерес к содержанию музыки. Текст песен помогает ребенку осмыслить это содержание. Дети, воспринимая характер музыкального произведения в единстве со словом, глубже и сознательнее подходят к пониманию образа. Пение не только воздействует на детей, но и дает им возможность
выразить свои чувства.
Совместное пение развивает чувство коллективизма. Эту особенность пения замечательно подметил К.Д. Ушинский: «В песне, — пишет он, — а особенно хоровой, есть вообще не только нечто оживляющее и освежающее человека, но что-то организующее труд, располагающее дружных певцов к дружному делу. Вот почему наши крестьяне поют хоровую песню при всякой работе, требующей соединения сил; вот почему и в школу следует ввести песню: она несколько отдельных чувств сливает в одно сильное чувство и несколько сердец в одно сильно чувствующее сердце; а это очень важно в школе, где общими усилиями должно побеждать трудность учения. В песне есть, кроме того, нечто воспитывающее душу и в особенности чувство...».
Систематическое и планомерное обучение простейшим певческим умениям в детском саду подготавливает детей к занятиям в школе, где пение является одним из учебных курсов.
Наряду с общими задачами, которые стоят перед музыкальным воспитанием в целом (углубление представлений детей о действительности, воспитание их чувств, развитие музыкального восприятия), педагог в процессе обучения пению должен осуществлять следующие задачи:
1) обучать детей певческим умениям;
2) выучить песни, указанные в программе;
3) развивать детский голос.
С помощью голоса-«инструмента» можно многое выразить, о многом рассказать. «Но это возможно только при условии владения этим «инструментом», который является очень сложным, многокомпонентным, почти полностью «закрытым» .

Особого внимания требует постановка певческого голоса ребенка-дошкольника. Это одна из самых важных и наименее разработанных в музыкально-педагогической теории и практике проблем музыкального воспитания дошкольников. Ее важность определяется сензитивностью дошкольного возраста в отношении становления певческих навыков, здоровьем ребенка, значением вокализации для развития музыкального слуха, влиянием певческой деятельности на формирование у ребенка музыкальности в целом.
О необходимости и продуктивности раннего обучения правильной вокализации говорил еще А.Е. Варламов, замечательный композитор и педагог, один из основоположников русской вокальной школы. Он считал: если учить ребенка петь с детства (при соблюдении осторожности в занятиях), его голос приобретает гибкость и силу, которые взрослому даются с трудом. Эта мысль неоднократно подчеркивалась в работах исследователей и педагогов- практиков.
Важнейшим качеством певческого голоса является звонкость, полетность, которая обеспечивается головным резонированием. Головное звучание — это то качество голоса, которое можно и нужно формировать у детей в первую очередь. Его формирование возможно в связи с анатомо-физиологическими особенностями голосового аппарата детей дошкольного возраста и необходимо в связи с его значением в организации самого процесса вокализации; головное звучание организует непроизвольно правильный выдох, облегчает четкость дикции в пении и чистоту интонирования.
Что касается грудного звучания, благодаря которому голос приобретает большое количество обертонов и становится более сильным, то те же анатомо-физиологические особенности делают невозможным его формирование в полной мере даже у старших дошкольников. Из этого следует прямой педагогический вывод: дети не могут и не должны петь громко. И не следует ни в коем случае этого от ни
х требовать.
Однако при естественном, легком звукообразовании голос на определенных участках диапазона сам «идет на грудь», становясь более полным и темброво-богатым. Что касается минстового звучания, основанного на смешанном голосообразовании и потому самого сложного, то работа над ним должна начинаться позже, после овладения головным (фальцетным) и грудным звучанием .
Специальные исследования  показали, что голоса детей уже в дошкольном возрасте делятся на три природных типа: высокие, средние и низкие, каждый из которых характеризуется присущими ему тембровой окраской, общим звуковысотным и примарным диапазонами. В удобной, соответствующей голосу тесситуре ребенок поет значительно чище интонационно, и при этом естественно, свободно и красиво.
В то же время в детском саду, как известно, все дети поют каждую из песен в какой-либо одной тональности, как будто не существует природных типов голосов. В результате эта тональность оказывается очень удобной одним и совсем неудобной другим детям. Такое несоответствие тональности песен, а значит, чаще всего и тесситур, характеру голоса отрицательно влияет не только на развитие певческого голоса и музыкального, звуковысотного слуха ребенка, но и на состояние его певческого аппарата.
Подчеркнем несколько главных моментов:

1. Работа по постановке детского певческого голоса должна начинаться уже в младшем школьном возрасте, но ее следует проводить очень осторожно и постепенно, в соответствии с природными типами голосов.
2. Необходимо ввести детей в певческую деятельность, проводя эту работу последовательно и постепенно. На первом этапе, начиная с дошкольного возраста, детям доступно только подпевание, воспроизведение звукоподражаний (мяукает кошка, котенок, лает маленькая собачка, чирикает большая и маленькая птичка и т.п.), способствующих возникновению позиционно высокого головного звучания.
3. На основании данных, полученных на индивидуальных диагностических занятиях, через 1-2 месяца детей нужно разделить по голосам и всю дальнейшую работу вести в соответствии с природным типом голоса каждого ребенка. В течение первого года работа по постановке детского голоса должна идти, в основном,индивидуально.
4. Работа над певческим голосом с самого начала должна быть подчинена музыкально-художественным задачам.
На групповых, коллективных занятиях детей нужно посадить в три ряда по голосам: низкие (ближе к фортепиано), средние и высокие.
На каждом занятии необходимо использовать распевки по голосам для «разогревания» певческого аппарата, формирования ладового чувства (работа над основными ступенями лада), а также для введения в тему песни, которая будет разучиваться с детьми. Распевки каждому типу голоса следует давать в З-х-5-ти тональностях (по полутонам), начиная со средней части диапазона, затем — в 2-3-х тональностях вверх, потом — вниз. Направление движения мелодии в распевках должно быть преимущественно нисходящим. При этом необходимо подбирать песни для соответствующих голосов или транспонировать имеющиеся.
Дети, как известно, очень склонны к подражанию вообще и к подражанию голосу, характеру его звучания в особенности, поэтому педагог должен работать над своим собственным певческим голосом, чтобы его показ песни детям был по возможности профессиональным.
 

Игра на детских музыкальных инструментах

  Сколько радости доставляет детям игра на детских музыкальных инструментах! Они вызывают у детей большой интерес, привлекают своим внешним видом, формой, звучанием. Этот вид деятельности открывает перед детьми новый мир звуков, помогает познавать окружающую действительность с помощью выразительных свойств звука. Основное назначение музицирования — проявление и развитие музыкальных способностей ребенка, эмоционального отношения к процессу взаимодействии с музыкальными инструментами, интереса к исполнительской деятельности.
Детское музицирование способствует осознанному восприятию и воспроизведению высоты звука, длительности, благодаря чему у детей развивается звуковысотный. мелодический слух, музыкальная память, ритмическое чувство и творческое музыкальное мышление. Важно подчеркнуть, что игра на детских музыкальных инструментах активизирует внимание. волю детей, помогает преодолеть скованность, застенчивость, робость, развивает чувство уверенности в себе, самостоятельность. В совместном музицировании воспитываются коммуникативные качества, потребность в музыкальном общении, а также выдержка, целеустремленность, настойчивость. В процессе игры на музыкальных инструментах развивается координация движений, мелкая мускулатура пальцев рук. формируются такие качества, как усидчивость, работоспособность. Особенно полезно музицирование для развития детей со слабым уровнем координации слуха и голоса (Н.А. Ветлугина. Г. И. Новикова). Опыт показывает, что игра на детских музыкальных инструментах не требует от детей каких-то особых музыкальных способностей, этот вид деятельности дает положительные результаты для всех детей без исключения. Трудно переоценить совместное музицирование детей со взрослыми, у детей в результате освоения музыкальных инструментов, подражание взрослым часто возникает потребность в серьезных занятиях музыкой.
В продаже имеется немалое количество музыкальных игрушек и музыкальных инструментов. Педагогу необходимо знать, как ими пользоваться и проверять, как они звучат, т.к. музыкальные игрушки, изображающие музыкальные инструменты, не будут способствовать развитию музыкального слуха, если они не на-строены. По их можно использовать в игровой деятельности детей. Для развития творческого музицирования можно изготовить музыкальные инструменты из бросового, природного материала: фломофоны, трещотки; маракасы из фломастеров, банок, наполненных горохом, фасолью, рисом, пшеном, гречкой; бубен из пробок, пуговиц; орешки-кастаньеты, колокольчики, гремелки, шум елки и другие инструменты (Т.Э. Тютюнникова).

Какие же требования предъявляются к детским музыкальным инструментам?
Музыкальные инструменты, имеющие диатонический или хроматический звукоряд, должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными.
 
Каковы же возрастные возможности детей к освоению детских музыкальных инструментов?
Дети первой младшей группы учатся различать звуки по высоте, тембру и динамике (колокольчик, металлофон, фортепиано). К концу года они осваивают бубен, погремушки, колокольчики, металлофон (играет воспитатель). В первой младшей группе используются звуковые музыкальные игрушки (волчки, молоточки, органчики).
Во второй младшей группе предлагается большее разнообразие музыкальных игрушек, детских музыкальных инструментов. К тем музыкальным инструментам, которые лети освоили в первой младшей группе, добавляются барабан, ложки, палочки, металлофон (играет воспитатель), музыкальная шкатулка, гармошка- игрушка. ложки.
Дети средней группы со второй половины года начинают осваивать игру на металлофоне, ксилофоне и к концу года могут играть простейшие мелодии на одном звуке. В средней группе можно использовать незвууковые музыкальные игрушки такие, как пианино, балалайка, гармошка, домра, музыкальные книжки в игровой деятельности.
В старшей группе дети осваивают игру на металлофоне, ксилофоне
по одному и небольшими группами, изучают струнную группу инструментов (цитра, гусли, цимбалы, арфа), учатся играть на триоде, треугольнике, кастаньетах, тарелках, детском пианино, трещотках. 
Дети подготовительной группы учатся играть на различных музыкальных инструментах по одному в ансамбле.
Игра на музыкальных инструментах включается в музыкальные занятия, в самостоятельную музыкальную деятельность детей в повседневной жизни, в развлечения, праздники и решает следующие педагогические задачи:
формирование интереса и потребностей в инструментальном музицировании;
— развитие музыкальных и творческих способ¬ностей;
— формирование представлений о средствах музыкальной выразительности;
развитие навыков самостоятельного музицирования в исполнительской деятельности;
— формирование художественного вкуса. Обучение детей игре на детских музыкальных
инструментах может осуществляться различными способами: по цветовой и цифровой системе, музицированию по слуху и по нотам. В цветовой системе закрепляется цветное обозначение за каждой клавишей или пластинкой. Перед ребенком находится партитура в цветовом обозначении, и ребенок ударяет по той пластинке или нажимает ту клавишу, которая соответствует цвету на партитуре. Цифровая схема дублирует цветовую, только в основе лежат цифры . Обе системы связаны с механическим воспроизведением мелодии и недостаточно развивают музыкальный слух, хотя удобны в первоначальном освоении музыкальных инструментов (И. А. Мет- лов. Б. Л. Яворский).
При обучении детей музицированию по слуху у детей формируется навык слуховой ориентации в мелодии, ребенок осмысленно вслушивается в мелодию и ритм и воспроизводит музыку на инструменте. Напевая мелодию с закрытым ртом, он отыскивает нужные звуки мелодии, чем помогает развитию своей слуховой координации. Обучая детей игре по слуху, необходимо создание музыкального опыта, владение чистотой интонирования (М. А. Трубникова). Иногда используется временный прием — подбирание мелодии «с рук», когда ребенок, глядя на руки педагога, повторяет за ним. В данном случае участвует зрительное и слуховое восприятие, двигательная память, и в результате ребенок хорошо осваивает музыкальное произведение.
В обучении детей игре на детских музыкальных инструментах можно выделить три этапа:
1) ознакомление < особенностями мелодии и приемами звукоизвлечения;
2) работа над исполнением мелодии (по цветовой, цифровой системам или по слуху), освоение исполнительских приемов;
3) целостное воспроизведение мелодии, освоение игры в ансамбле и в оркестре. Решающее значение имеет подбор репертуара и методы работы с детьми. Музыкальный репертуар должен быть доступным, понятным для детей, не сложным для исполнения. Методы и приемы должны соответствовать интересам детей, индивидуальным и возрастным особенностям, этапам разучивания произведения (Ю. А. Двоскин, И. А. Ветлугнна).
 
Детям дошкольного возраста освоение игры на тех или иных музыкальных инструментах удаётся в разной степени — успех зависит от индивидуальных особенностей ребенка, его музыкальных способностей, общего развития, склонностей и черт характера. Поэтому работа музыкального руководителя должна быть нацелена на общее ознакомление детей с детскими музыкальными инструментами, на привлечение их к увлекательному творческому музицированию.

 

Ритмика, как учебно-воспитательная дисциплина

 
Ритмике, как учебно-воспитательной дисциплине должно отводиться значительное место в системе общего музыкального образования. Научить ребенка передавать характер музыкального произведения, его образное содержание через пластику движений под музыку именно на это направлены занятия ритмикой, которые необходимо систематически проводить с детьми уже с самого раннего возраста.
 На этих занятиях у них развивается чувство ритма, музыкальный слух и вкус, вырабатывается умение правильно и красиво двигаться, укрепляются различные группы мышц, происходит приобщение к ритму музыки. На занятиях ритмикой дети знакомятся с простейшими музыкальными понятиями: «быстро» и «медленно (темпы музыкального произведения, в движениях передаваемые, например, бегом на носках и ходьбой), «громко—тихо» (динамические нюансы, которые могут быть выражены соответственно ходьбой, бодрым шагом и бегом на носках), регистрами звучания (высокий, средний, низкий) и др.
 На занятиях с детьми самого младшего возраста (три-четыре года) нужно учитывать, что они еще не знают, как воспринимать музыку, как увязать с ней свои движения, отличающиеся резкостью, порывистостью, плохой скоординированностью. Все это должен учитывать музыкальный руководитель. В этом возрасте ребенок реагирует на все очень живо, он жаждет новой информации и воспринимает ее на лету. Полученные им впечатления (в том числе музыкальные) остаются в памяти н становятся основой восприятия и познания окружающего мира. Это налагает на педагогов огромную ответственность.
У детей пяти-шести лет появляется уверенная н твердая поступь, движения их становятся более осознанными. Все это дает возможность усложнять предлагаемые упражнения и приучать детей к самостоятельному выполнению заданий.
К шести-семи годам дети почти полностью могут управлять своим телом и способны координировать движения. Чтобы заинтересовать их занятиями ритмикой, способствуя тем самым их дальнейшему физическому и эстетическому развитию, необходимо подбирать более сложные движения и построения, рассчитанные на быструю смену ориентиров.
 Необходимо помнить, что есть правила, общие для работы с детьми в
сех возрастов. Занятие должно быть построено таким образом, чтобы активные движения чередовались с ходьбой или упражнениями, успокаивающими дыхание. Нельзя перегружать детей бегом или подскоками, так как это может привести к чрезмерным психоэмоциональным и сердечно-сосудистым перегрузкам. Следует также учитывать индивидуальные возможности ребенка. Только четкое следование этим правилам сделает занятия ритмикой эффективными.
Если у ребенка возникают трудности при выполнении задания, он не может точно координировать свои движения с музыкой, ее темпом, ритмом (даже после разучивания), педагогу не следует фиксировать на этом чрезмерное внимание и указывать ребенку на его недостатки в резкой форме, а тем более отстранять ею от участия в занятии. Как и при освоении других видов деятельности, в ритмике каждый ребенок выражает себя по-своему, в нем уже заложены определенные способности или, наоборот, налицо их отсутствие. Занятия ритмикой призваны привить любому ребенку интерес к движению под музыку. Поддержать этот интерес можно только в атмосфере доброжелательности и хорошего настроения.
Организация занятия ритмикой
Занятия лучше проводить в просторном, хорошо проветренном, убранном помещении. Стулья и скамейки ставятся вдоль стен, чтобы середина зала оставалась свободной для движения детей. Фортепиано нужно поставить в удобном месте так, чтобы музыкальному руководителю, сидящему за инструментом, были видны движения участников занятия. Одежда детей должна быть удобной, не стесняющей их движений и не вызывающей перегрева, обувь — мягкой и хорошо укрепленной на ногах. Музыкальный руководитель перед занятием подготавливает необходимый для его проведения реквизит (флажки, бубен, мячи и т. д.). Занятия желательно проводить при участии двух педагогов — музыкального руководителя и воспитателя группы, находящихся в постоянном творческом контакте. Воспитатель во время занятия следит за движениями детей и правильностью их выполнения. Кроме того, музыкальный руководитель и воспитатель должны иметь сведения о состоянии здоровья детей (их они систематически получают от медицинского работника), исходя из которых определяется степень загруженности каждого ребенка на занятии. Дети, которым противопоказаны движения, могут исполнять в играх посильныедля них роли, не требующие активных действий . Важно помнить, что музыка не просто сопровождает движения, а дети, прослушав музыкальное произведение, должны передать ритм и характер музыки движениями.