Страничка старшего воспитателя

Консультация для воспитателей  
 

 Формирование экологических представлений
            дошкольников  на прогулке

         Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста.   Ребенок воспринимает природу во всем ее многообразии, у него формируются первоначальные конкретные и яркие представления, которые в дальнейшем помогают увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия.
         Содержание экологического образования дошкольников включает в себя четыре взаимосвязанных компонента:
         - познавательный – знания, которые характеризуют человека, труд, природу и общество в их взаимодействии;
         - ценностный – осознание детьми значения природы как уникальной ценности;
         - нормативный – овладение правилами поведения в окружающей природной среде;
         - деятельностный – овладения видами и способами общественно-полезной практической деятельности, направленной на формирование умений экологического характера.
         Во ФГОС ДО представлены задачи экологического образования в трех образовательных областях:
         -социально-коммуникативное развитие – формирование основ безопасного поведения в природе;
         - познавательное развитие – формирование первичных представлений об объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, о малой Родине и Отечестве, планете Земля ка общем доме людей, об особенностях ее природы;
         -художетсвенно-эстетическое развитие – формирование предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания природы, становление эстетического отношения к окружающему миру.
         Таким образом, экологическое образование дошкольников шире природоохранительной работы в детском саду. Результатом работы должно стать овладение определенными знаниями, развитие эмоциональной отзывчивости, умения и желания защищать, облагораживать природную среду.
         Экологические знания помогают сформировать у дошкольников грамотное и безопасное поведение, активную позицию, познавательный опыт, бережное отношение к природе.
         Для формирования знаний о растениях у детей 6-7 лет был разработан комплекс прогулок экологической направленности.
                  
                            План прогулки (прогулочная карта)
 Основные виды деятельности на прогулке:
1.Наблюдение за растительным миром
2.Исследовательская и трудовая деятельность
3.Дидактические и подвижные игры
 
                   Педагогические условия экологической прогулки
1.Организация эколого – развивающей среды.
2.Расширение и углубление знаний о растениях, изучение сезонных условий, причинно-следственных связей в природе.
3. Сочетание видов деятельности (наблюдение, исследовательская и трудовая деятельность, дидактические игры).
         Одно из важных условий организации работы с детьми по экологическому образованию – это наличие правильно спланированного и хорошо озелененного участка. На таком участке можно организовать следующие экологические зоны:
1.Экологическая тропа – это учебный специально организованный маршрут, включающий природные  объекты (альпийская горка, газон, цветники). Все объекты можно отметить табличками. Вместе с детьми на экологической тропе можно составлять паспорта растений.
2.Уголок нетронутой природы – небольшая озелененная территория, которая не подвергается воздействию со стороны человека (нет построек и посадок, не косят траву, не убирают опавшие листья, не вытаптывают прогулками). На таком участке складывается естественный биоценоз: произрастают растения, которые сами посеялись, растут в благоприятных для них условиях, там же селятся насекомые и даже птицы.
3. Уголок для экспериментирования  - можно организовать на веранде, разместив стеллаж с контейнерами для природного материала, собранного детьми, подготовить оборудование для проведения исследовательской деятельности.
 
         Формы, способы, методы и средства экологического воспитания дошкольников воспитатель выбирает самостоятельно. Традиционными методами знакомства с окружающим  миром во время прогулок являются следующие:
Наблюдение – основной метод познания природы на прогулке.
Наблюдения  рекомендуется проводить одноразовые и многоразовые (следить за изменениями, происходящими с одним объектом в процессе роста и развития, например, наблюдение за березой в разное время года). Наблюдение за сезонной жизнью растений способствует формированию у дошкольников прочных представлений о зависимости всего живого от внешних условий.
Познавательно-исследовательская деятельность на прогулке поддерживает и развивает в ребенке интерес к исследованиям. Он приобретает необходимый опыт. Самые прочные и ценные знания те, что добыты самостоятельно. Например, на прогулке можно искать ответы на вопросы: «Сколько лет елке?», или «Почему осенью листья желтеют?», «Почему на некоторых растениях листья осенью красные?» У детей формируются знания о взаимосвязи и взаимодействии объектов и явлений природы, Дети учатся предполагать результаты опытов, выстраивать причинно-следственные связи. Эксперименты могут быть кратковременными и длительными. Длительные можно проводить при знакомстве с понятием «почва», «перегной».
Трудовая деятельность. В процессе работы на участке дети знакомятся со строением и функциями органов растений, так как у них есть возможность в течение длительного времени наблюдать за ними, ухаживать, экспериментировать. Знакомство с функциями органов растений дает детям понимание работы живого организма в целом, зависимость состояния и жизни растения от факторов внешней среды.
Обучающие игры природоведческого и экологического содержания проводятся с целью уточнения, закрепления, обобщения и систематизации знаний о растительном мире.
         В играх «Угадай растение по описанию», «Найди, что опишу», «Узнай, что за растение» воспитанники учатся описывать растения и находить их по описанию. В результате у них закрепляются знания о строении растений, их особенностях.
         Игры «Детки на ветке», «Я садовником родился», «Угадай, что где растет» помогают развить память, внимание, наблюдательность, речь.
         В играх «Вершки и корешки», «Путаница», «Чудесный мешочек», «Узнай на вкус» с использованием листьев, семян, цветов, фруктов, овощей уточняются, конкретизируются и обогащаются представления дошкольников о свойствах и качествах объектов природы.
         Содержание разных видов деятельности на прогулках подчинено одной теме, а их рационально построенный и организованный процесс является важным фактором, обеспечивающим формирование у воспитанников знаний о природе.
         Вашему вниманию предлагается годовое планирование прогулок для детей подготовительной к школе группы
 
                   Годовое планирование прогулок для детей 6-7 лет
                                          (1-ое полугодие)
СЕНТЯБРЬ
1-я прогулка
Задачи: Закреплять знания о взаимосвязи с живой и неживой природы; формировать представление о разнообразии растительного мира; закреплять умение аккуратно собирать семена растений, правильно их хранить; учить различать зрелые и незрелые семена; воспитывать бережное отношение к природе.
План прогулки:
1.Наблюдение «Растения на участке детского сада». Прогулка по территории детского сада: дети рассматривают растения, вспоминают знакомые названия деревьев, кустарников.
2.Исследовательская деятельность «Живое – неживое». Дети называют признаки растений, доказывающие, что это – живые существа (дышат, питаются, размножаются)
3.Дидактическая игра «Угадай растение по описанию» (описать растение и угадать его). Дети находят растение по перечисленным признакам, ищут по загадке – описанию.
4.Трудовая деятельность. Сбор семян в цветнике.
2-я прогулка
Задачи: учить сравнивать деревья (березу и рябину, клен и иву и т.п.); продолжать знакомить с характерными особенностями внешнего вида деревьев; развивать умение видеть особенности строения дерева, выделять его части, объяснять их назначение; обучать исследовательским действиям; развивать умственную операцию «сравнение», учить собирать и различать листья разных деревьев.
План прогулки:
1.Наблюдение «То березка, то рябинка». Дети рассматривают, обследуют рябину и березу. Слушают рассказ воспитателя о деревьях, отвечают на вопросы. Отгадывают загадки. Сравнивают деревья по цвету коры, строению листьев. Называют характерные и отличительные признаки дерева.
2.Исследовательская деятельность «Сосчитай березы и рябины». Дети находят на участке деревья и считают, сколько берез и рябин. Отмечают их условными знаками.
3.Дидактическая игра «Угадай растение по описанию». Дошкольники находят растения по перечисленным признакам. Поиск растений по загадке-описанию.
3.Трудовая деятельность. Сбор листьев и ягод рябины для осенних поделок.
 
ОКТЯБРЬ
1-я прогулка
Задачи: закреплять знания о садовых растениях, названиях цветов (астра, хризантема, тагетис, календула, космея); учить отличать их по внешнему виду, окраске, семенам; расширять знания о состоянии растений осенью; объяснить, что при изменении условий (тепло, свет, полив) можно продлить жизнь цветущему растению; уточнять представления о садовых работах на клумбах осенью; учить рассматривать цветок, находить зрелые семена, выкапывать цветок и вместе с землей аккуратно пересаживать в горшочек; формировать исследовательские действия.
План прогулки:
1.Наблюдение «Осенние цветы». Дети рассматривают садовые растения. Учатся отличать их по внешнему виду, окраске, семенам.
2.Исследовательская деятельность «Пригласим цветок в гости». Объяснить детям, что при изменении условий (в группе тепло, светло, регулярный полив) можно продлить осеннему цветку жизнь. Дошкольники вместе с воспитателем выкапывают цветок, пересаживают в цветочный горшок и относят в группу для дальнейших наблюдений.
3.Дидактическая игра «Я садовником родился». Дети рассматривают растения на клумбе. Водящий называет цветок, дети находят его на клумбе.
4.Трудовая деятельность. Пересадка цветущих бархатцев (тагетиса) с участка в контейнер (для группы).
 
2-я прогулка
Задачи: обобщить знания об осенних изменениях в природе, показать зависимость состояния растений от внешних условий; формировать исследовательские действия, умение видеть особенности внешнего строения дерева, выделять его части, объяснять их назначение; рассмотреть плоды дуба (желуди); воспитывать бережное отношение к природе, желание трудиться сообща, доставлять радость не только себе, но и другим детям
План прогулки:
1.Наблюдение «Прогулка к дубу». Дети рассматривают и исследуют дерево. Слушают рассказ воспитателя, отвечают на вопросы. Называют части дерева, объясняют их назначение. Рассматривают плоды дуба – желуди, сравнивают их с каштанами.
 
2.Исследовательская деятельность «В розовом ростке спрятан целый дуб». Принести в группу желуди. Оставить в тепле. Через некоторое время желудь разломить. Он пророс – в розовом ростке спрятан целый дуб.
Дидактическая игра «Чудесный мешочек». Поиск на ощупь спрятанного предмета.
3.Трудовая деятельность. Сбор желудей для поделок.
 
НОЯБРЬ
1-я прогулка
Задачи: продолжать знакомить с кустарниками, растущими на участке детского сада (сирень, шиповник, орешник и др.); закреплять умение выделять их основные признаки; учить видеть изменения, происходящие с кустарниками осенью; продолжать учить собирать и различать листья разных деревьев; воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.
План прогулки:
1.Наблюдение «Осыпается наш сад». Дети рассматривают кустарники, растущие на участке детского сада. Называют их отличия от деревьев.
2.Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют». Рассматривают опавшие листья через лупу. 
3.Дидактическая игра «Узнай и назови». Необходимо выделить и назвать характерные признаки предмета (дерево, кустарник, цветок). Загадать загадки.
4.Трудовая деятельность. Сбор листьев для коллекции.
 
2-я прогулка
Задачи: расширять представления об осенних изменениях в природе; формировать знания о семенах, плодах деревьев и кустарников; закреплять умение определять семена растений; воспитывать чувство удовлетворения от собранного урожая.
План прогулки:
1.Наблюдение «Какие они, семена растений?»  Дети собирают опавшие семена клена, липы, ясеня. Рассматривают их, сравнивают. Пускают «вертолетики».
2.Исследовательская деятельность «Ветер рассылает деревья по новым местам». Наблюдение за полетом семян клена, ясеня, сосны (с помощью ветра деревья расселяются по новым местам).
3.Дидактическая игра «Кто быстрее найдет дерево по семени». Найти дерево по семенам (кто быстрее).
 
4.Трудовая деятельность. Сбор семян различных растений.
 
ДЕКАБРЬ
1-я прогулка
Задачи: формировать обобщенное представление о состоянии растений зимой; закреплять знания о зависимости растений от условий внешней среды; конкретизировать и углублять представления о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования; объяснить, что зимой многолетние растения не умирают, они отдыхают; развивать мышление, речь; воспитывать бережное отношение к природе.
План прогулки:
1.Наблюдение «Как растения приготовились к зиме». Дети наблюдают за растениями на территории детского сада. Рассказывают, как изменились с приходом зимы. Воспитатель сообщает о способах приспособления растений к изменившимся условиям существования.
2.Дидактическая игра «Кто где живет». Группировка растений по строению (дерево, кустарник).
3.Трудовая деятельность. Утеплить снегом корни деревьев и кустарников.
 
2-я прогулка
Задачи: упражнять в определении деревьев по силуэтам; учить определять дерево по цвету и поверхности коры, по расположению веток, размеру и форме почек. Закреплять знания о том, что человек должен помочь растениям приготовиться к зиме.
План прогулки
1. Наблюдение «Силуэты деревьев». Дети упражняются в определении деревьев по силуэтам. Учатся определять дерево по цвету и поверхности коры, по расположению веток, по размеру и форме почек.
2. Эксперимент «Корень – основа устойчивости дерева». В коробку с песком вставить модель ствола дерева (палочку), подуть так, чтобы палочка упала. Взять другую модель дерева – с «корневой системой», укрепить в песке. Обратить внимание детей на то, что вторая модель более устойчива.
3. Дидактическая игра «Путешествие» - нужно найти дорогу по названиям знакомых растений. Одни дети описывают растения-ориентиры, не говоря, как они называются, другие отгадывают направление движения.
4. Трудовая деятельность. Утеплить снегом корни деревьев и кустарников.
 
Список использованной литературы:
1.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
М.: Академия, изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2023 г.
2.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: изд. «Просвещение», 2022 г.
 
ЯНВАРЬ
1-я прогулка
Задачи: Расширять и углублять знания о многообразии растительного мира, внешнего вида растений, их жизненных функций, приспособленности к условиям жизни. Продолжать знакомить с характерными особенностями березы (цвет коры, расположение веток, почки). Формировать представления о том, что деревья зимой живы. Познакомить с лупой. Учить видеть красоту зимней природы.
План прогулки
1.Наблюдение «Белая береза». Детям предлагается с помощью лупы рассмотреть кору дерева, сравнивая внешний вид березы в разное время года.
2.Экспериментальная деятельность «Лупа». Рассмотреть кору дерева через лупу. Рассказать о свойствах лупы, для чего применяется, как устроена.
3. Дидактическая игра «Опиши, а мы отгадаем». Описать растение, найти его на участке.
4.Трудовая деятельность. Засыпать снегом корни деревьев на участке.
 
2-я прогулка
Задачи: Рассмотреть строение дерева и кустарника (ствол, расположение веток). Продолжать учить отличать дерево от кустарника. Рассмотреть ветки, покрытые инеем – объяснить, что иней для растений не вреден в отличие ото льда и снега на ветках. Воспитывать экологическую культуру.
План прогулки:
1.Наблюдение «Деревья и кустарники зимой». Предложить детям полюбоваться зимним пейзажем, рассмотреть веточку дерева через лупу.
2.Исследовательская деятельность «Иней». Вынести на мороз горячую воду, подержать над ней ветку. Она покрылась снегом, но снег не идет. Что это? Это иней.
3. Дидактическая игра «Фотограф» (можно проводить в любое время года. Передвигая «фоторамку» (любая рамка из картона) дети «ловят» красивый пейзаж (облака в небе, иней на ветке дерева и т.п.)
4. Трудовая деятельность. Уборка упавших веток на участке.
 
ФЕВРАЛЬ
1-я прогулка
Задачи: Уточнять и расширять представление о ели, ее характерных особенностях (шишки, хвоя, расположение веток, цвет коры). Учить называть растения, их части. Закреплять знания о том, что человек должен помочь растениям приготовиться к зиме. Воспитывать ответственность, аккуратность.
 
План прогулки:
1.Наблюдени «Ель – красивое и полезное дерево». Дети рассматривают взрослое дерево и молодое деревце.
2.Исследовательская деятельность «Сколько лет елке?». Каждый год у ели на верхушке появляются новые веточки, растущие в разные стороны. По этим разветвлениям можно посчитать, сколько елке лет.
3.Дидактическая игра «Лесник». Дошкольники учатся выражать свои знания вербально, узнавать растения, называть их части.
4.Трудовая деятельность. Засыпать снегом корни деревьев на участке.
 
2-я прогулка
Задачи: Расширять представления о хвойных деревьях, учить сравнивать ель  и сосну по шишкам и размеру хвои. Развивать память, мышление, речь. Воспитывать интерес к растениям, желание оказывать помощь живым объектам.
 
План прогулки
1.Наблюдение «Хвойные деревья». Дети учатся сравнивать ель и сосну по шишкам и размеру хвои. Называют сходство и различия деревьев.
2.Исследовательская деятельность «Сколько лет дереву?» Определяют возраст дерева по годовым кольцам (пластине среза ствола).
3.Дидактическая игра «Детки на ветке». Подбор объектов по принадлежности к одному растению
4. Трудовая деятельность. Уборка сухих веточек на участке.
 
МАРТ
1-я прогулка
Задачи: Уточнять и расширять знания о жизни растения зимой. Показать, что снег укрывает и согревает все, что есть на земле и в почве. Воспитывать познавательный интерес. Закреплять представление о том, что растения – живые существа. Формировать навыки коллективного труда.
План прогулки
1.Наблюдение «Под снегом». Дети расчищают от снега лопатками небольшой участок земли. Рассматриваю то, что им открылось: пожухлую траву, молодую поросль травы. Отмечают: растения под снегом не погибли, они отдыхают. Вспомнить и обсудить с детьми рассказ Н. Павловой «Под снегом на лугу».
2.Исследовательская деятельность «Проталины». Отметить, в каких местах появились первые проталины. Почему они образовались не везде?»
3.Дидактическая игра «Живое-неживое». Закреплять представления о том, что растения – живые существа.
4.Трудовая деятельность. Расчистка дорожек от снега.
 
2-я прогулка
Задачи: Формировать знания о весенних изменениях в природе. Учить группировать растения по месту произрастания. Воспитывать чувство удовлетворения от выполненной работы
План прогулки
1.Наблюдение «Пробуждение природы». Дети наблюдают за растениями на участке детского сада. Рассказывают о весенних изменениях в природе. Рассматривают набухшие почки деревьев.
2.Исследовательская деятельность «Получение растением воды». В тарелку с подкрашенной водой опустить марлю. Понаблюдать, как вода постепенно поднимается верх, окрашивая ткань. Рассказать детям о том, что на корнях растений есть волоски, через которые вода всасывается и поступает вверх.
3.Дидактическая игра «Где твой дом?» Учить группировать растения по месту произрастания.
4. Трудовая деятельность. Заготовка талой воды для полива комнатных растений.
АПРЕЛЬ
1-я прогулка
Задачи: Продолжать знакомить с березой, тополем, их особенностями в весеннее время года. Учить сравнивать ветки тополя и березы, находить сходство и различия. Закреплять знания о влиянии солнечной энергии на жизнь растений. Развивать внимание, мышление, память, речь. Приучат работать сообща, добиваясь выполнения задания общими усилиями.
План прогулки:
1.Наблюдение за почками тополя и березы. Дети рассматривают и сравнивают ветки и почки этих деревьев.
2.Исследовательская деятельность «Солнце – источник тепла». Закреплять знания и влиянии солнечной энергии на жизнь растений.
3.Дидактическая игра «Четвертый лишний». Сравнение почек на ветках деревьев.
4.Трудовая деятельность. Уборка сухих веточек на участке
 
2-я прогулка
Задачи: Продолжать знакомить с лекарственными растениями. Развивать познавательную активность. Показать последовательность стадий развития растения. Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
План прогулки:
1.Наблюдение за растением мать-и-мачеха. На солнечной полянке дети находят и рассматривают первые весенние цветы. Обследуют тактильно листья растений.
2.Эксперимент. Рассмотреть листья мать-и-мачехи. Обследовать нижнюю поверхность листа (шероховатая, теплая) и верхнюю (гладкая, холодная). Почему цветку дали такое название?
3.Дидактическаяигра «Что сначала, что потом». Установление последовательности стадий развития растения.
4.Трудовая деятельность. Очистка мать-и-мачехи от сухих листьев.
 
МАЙ
1-я прогулка
Задачи:
Познакомить с изменениями жизни растений весной. Учить видеть условия, необходимые для их роста. Вызвать эстетическое переживание от весеннего пробуждения природы. Воспитывать уважение к труду.
План прогулки:
1.Наблюдение «Молодая травка». Найти на проталинке молодую зеленую травку, рассмотреть ее строение.
2.Исследовательская деятельность «Почему на дорожках не растет трава?»
Учить детей определять условия, необходимые для роста растений.
3.Дидактическая игра «Отгадай-ка». Отгадывание растений по описанию.
4.Трудовая деятельность. Полив растений в цветнике.
 
2-я прогулка
Задачи: Расширять знания об одуванчике, устанавливать последовательность стадий развития растения. Уточнять знания о лекарственных растениях. Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
План прогулки
1.Наблюдение «Одуванчик – белый сарафанчик». Дети любуются одуванчиками, рассматривают их, вспоминают строение, функции. Объясняют: белые пушинки – это семена.
2.Исследовательская деятельность «Парашютик». Сделать вывод: с помощью белых пушинок-зонтиков ветер разносит семена одуванчиков.
3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Установление последовательности стадий развития растения.
4.Трудовая деятельность. Посадка растений в цветнике.
 
ИЮНЬ
1-я прогулка
Задачи: Закреплять знания о характерных особенностях овощей. Учить называть условия, необходимые для их роста. Познакомить с почвенным слоем (перегной). Воспитывать трудолюбие, умение работать сообща.
План прогулки
1.Наблюдение «Огород. Посадка рассады». Дети наблюдают за работой воспитателя. Оказывают посильную помощь. Называют растения, которые они выращивали в группе.
2.Исследовательская деятельность «Влияние состава почвы на рост растений». Через лупу рассматривают, из чего состоит перегной (стебельки, листья, корешки растений, мох, кусочки земли).
3.Дидактическая игра «Четвертый лишний». Закрепление названий овощей.
4.Трудовая деятельность. Посадка растений.
 
 
2-я прогулка
Задачи: Продолжать развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лекарственных растениях, правилах их сбора, хранения, применения. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.
План прогулки
1.Наблюдение «Подорожник». Дети слушают рассказ воспитателя о подорожнике, почему ему дали такое название. Самостоятельно пробуют отыскать его на участке. Рассматривают подорожник.
2.Исследовательская деятельность «Сравни растения». С помощью лупы рассматривают листья подорожника, отмечают его отличительные особенности. Находят сходство и различия между мать-и-мачехой и подорожником.
3.Дидактическая игра «Угадай на ощупь». Описать признаки растения на ощупь.
4.Трудовая деятельность. Работа на аптечном огороде.
 
ИЮЛЬ
1-я прогулка
Задачи: Продолжать развивать познавательную активность детей в процессе формирования знаний и луговых цветах и травах. Закреплять названия луговых цветов и трав. Воспитывать гуманно-деятельное отношение к природе.
План прогулки
1.Наблюдение «Луговые травы». Прогулка по нетронутому уголку природы на территории детского сада. Рассматривание травянистых растений.
2.Исследовательская деятельность «Цветущие травянистые растения». Определить условия для цветения трав: открытая местность, много солнечного света, тепла, достаточное количество влаги.
3.Дидактическая игра «Я знаю пять названий луговых цветов» (игра с мячом). Закрепить названия луговых цветов.
4.Трудовая деятельность. Сбор и составление букета.
 
2-я прогулка
Задачи: Закреплять знания  лекарственных растениях, растущих в аптекарском огороде. Формировать умение и желание беречь и защищать природу.
План прогулки
1.Наблюдение «Огород лекарственных растений». Рассматривание растений в аптекарском огороде. Вспомнить их названия, полезные свойства.
2.Исследовательская деятельность. Найти в аптечном огороде календулу, мяту, ромашку, мелиссу, шалфей, Высушить, смешивая их, добиться разных ароматов. Изготовить саше (духи из сухих цветов).
3.Дидактическая игра «Узнай целебную траву». Отгадывание растений по описанию, по запаху.
4.Трудовая деятельность. Изготовление саше для сухих цветов.
 
АВГУСТ
1-я прогулка
Задачи: Активизировать познавательную деятельность. Поддерживать интерес к растительному миру. Побуждать принимать активное участие в сборе урожая.
План прогулки
1.Наблюдение «Есть у нас огород». Рассмотреть овощные культуры на грядках. Вспомнить названия овощей. Учить определять зрелость овощей.
2.Дидактическая игра «Вершки и корешки». Составить целое из частей.
3.Трудовая деятельность. Работа на огороде. Полив растений.
 
2-я прогулка
Задачи: Продолжать знакомить с фруктовыми деревьями. Учить определять спелость фруктов по внешнему виду. Устанавливать последовательность стадий развития растений. Учить оказывать помощь взрослым
План прогулки
1.Наблюдение «Фруктовый сад». Прогулка по фруктовому саду: рассмотреть молодые и старые яблони, вишни. Сравнить деревья по внешнему виду.
2.Исследовательская деятельность «Созрело – не созрело». Определить спелость фруктов по внешнему виду. Поиск пары.
3.Дидактическая игра «Что сначала, что потом». Установление последовательности стадий развития растения.
4.Трудовая деятельность. Сбор яблок, вишни, абрикосов.
 
Список использованной литературы:
1.Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей.
М.: Академия, изд. «МОЗАИКА-СИНТЕЗ», 2023 г.
2.Веретенникова С.А. Ознакомление дошкольников с природой. М.: изд. «Просвещение», 2022 г.
 
 
Консультация для воспитателей
 

                             Значение прогулки в развитии детей дошкольного возраста

           Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для  развития дошкольника. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям.
На прогулке дети играют, много двигаются. Движения усиливают обмен веществ, кровообращение, газообмен, улучшают аппетит. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, смелыми, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.
Прогулка способствует умственному развитию, так как дети получают много новых впечатлений и знаний об окружающем мире.
Цель прогулки  – укрепление здоровья, профилактика утомления, физическое и умственное развитие детей, восстановление сниженных в процессе деятельности функциональных ресурсов организма.
Задачи прогулки :
- оказывать закаливающее воздействие на организм в естественных условиях; - способствовать повышению уровня физической подготовленности детей дошкольного возраста;
 - оптимизировать двигательную активность детей;
- способствовать познавательному, речевому, художественно-эстетическому, социально-коммуникативному  развитию детей.
Значение прогулки в настоящее время увеличивается, в связи с тем, ФГОС  ДО предусматривают решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках занятий, но и при проведении режимных моментов.
Прогулка – режимный момент жизнедеятельности детей в детском саду.
В ходе прогулки возможна интеграция всех образовательных областей.
 Подготовка к прогулке.
Перед выходом на прогулку воспитатель организовывает с детьми проведение гигиенических процедур: чистку носа, посещение туалетной комнаты.
Одевание детей нужно организовать так, чтобы не тратить много времени и чтобы им не приходилось долго ждать друг друга. Для этого необходимо продумать и создать соответствующие условия. Одевать и раздевать детей при подготовке и возвращении с прогулки рекомендуется  по подгруппам:
- воспитатель выводит в приемную для одевания первую подгруппу детей, в которую включает медленно одевающихся детей, детей с низкими навыками самообслуживания;
- помощник воспитателя проводит гигиенические процедуры со второй подгруппой и выводит детей в приемную;
- воспитатель выходит с первой подгруппой детей на прогулку, а помощник воспитателя заканчивает одевание второй подгруппы и провожает детей на участок к воспитателю;
- детей с ослабленным здоровьем рекомендуется одевать и выводить на улицу со второй подгруппой, а заводить с прогулки с первой подгруппой.
Воспитатель должен научить детей одеваться и раздеваться самостоятельно и в определенной последовательности. Сначала все они надевают гамаши, обувь, затем пальто, шапку, шарф и варежки. При возвращении с прогулки раздеваются в обратном порядке. Малышей помогает одевать мл. воспитатель, давая, однако, им возможность самим сделать то, что они могут. Когда у детей выработаются навыки одевания и раздевания, то они будут делать это быстро и аккуратно, воспитатель только помогает им в отдельных случаях   (застегнуть пуговицу, завязать шарф и т. п.). Нужно приучать малышей к тому, чтобы они оказывали помощь друг другу, не забывали поблагодарить за оказанную услугу. Чтобы навыки одевания и раздевания формировались быстрее, родители должны дома предоставлять детям больше самостоятельности.
В летний период после возвращения детей с прогулки необходимо организовать гигиеническую процедуру – мытье ног.
Требования к одежде детей:
- в любое время года одежда и обувь должны соответствовать погоде на данный момент и не должны способствовать перегреванию или переохлаждению детей;
Порядок хранения одежды в шкафчике: на верхней полке кладется шапка и шарф. Кофта, гамаши, колготки, теплые штаны, верхнюю одежду вешают на крючок. Рукавички на резинке должны быть передернуты через рукава и вешалку верхней одежды. Обувь ставят на нижнюю полку, сверху кладут носки.
 Требования к содержанию прогулок на участке детского сада.
Для того, чтобы прогулки радовали детей и способствовали всестороннему развитию, а не становились скучными, воспитатель ежедневно планирует их содержание.
Разработку прогулки начинаем с календарного планирования. Ее цели и задачи должны соответствовать текущим планам на данный период времени. Включаем в программное содержание прогулки воспитательные, обучающие и развивающие задачи.
Подготовьте все необходимое оборудование для организации деятельности детей. Обратите внимание на выносной материал. Он должен соответствовать содержанию прогулки, отвечать требованиям безопасности. Кроме того, выносной материал должен быть подобран в соответствии с возрастом детей. Обязательно проверьте количество игрушек. Их должно хватить для всех детей. Недопустимо, чтобы кто-то из дошкольников испытал недостаток оборудования для игры.
Составьте краткий план прогулки и зафиксируйте его на карточке. Это позволит планомерно осуществить намеченные задачи. Кроме того, это облегчит проведение прогулки.
Обязательно настройте воспитанников на прогулку. Пусть они почувствуют радость от предстоящей деятельности. В таком случае она окажется продуктивной. Кроме того, хорошее настроение в сочетании с физическими упражнениями будет способствовать улучшению общего самочувствия дошкольников.
Содержание детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов и возраста.
Структурные компоненты прогулки :

  1. Наблюдение
  2.  Исследовательская деятельность.

3.  Игры: 2-3 игры большой подвижности, 2-3 игры малой и средней подвижности, игры на выбор детей, дидактические игры.
4. Индивидуальная работа с детьми
5. Труд детей на участке
6. Самостоятельная игровая деятельность.
Последовательность структурных компонентов прогулки может варьироваться в зависимости от вида предыдущего занятия. Если дети находились на занятии, требующем повышенной познавательной активности и умственного напряжения, то в начале прогулки целесообразно провести подвижные игры, пробежки, затем – наблюдения. Если до прогулки было физкультурное или музыкальное занятие, прогулка начинается с наблюдения или спокойной игры. Каждый из обязательных компонентов прогулки длится от 7 до 15 минут и осуществляется на фоне самостоятельной деятельности детей.
Наблюдение
Большое место на прогулках отводится наблюдениям. В первую очередь мы наблюдаем за сезонными явлениями в живой и неживой природе. Например, обращаем внимание на облака и в игровой форме фантазируем на что они похожи: рассматриваем их форму, цвет, сравниваем с известными детьми образами. Или наблюдая за листьями, как они поменяли окраску, можно, например, включить математический счет и посчитать сколько листиков на определенной веточке. Или в летнее время при рассматривании цветов (одуванчиков) можно наблюдение совместить с дидактической игрой, такой как «Назови части растений». Мы одновременно развиваем речь, учим правильно называть части растений, обогащаем словарный запас детей.
Также мы всегда обращаем внимание на птиц. Мы всегда во все времена года наблюдаем за птицами, но в зимнее время особенно. Объясняем, что птицам голодно зимой, поэтому они прилетаю поближе к людям, чтобы найти корм. Дети с огромным удовольствием бегут на улицу, помня, что их ждет там их пернатый друг, для того чтобы покормить его и его товарищей. О всех наблюдениях рассказать невозможно, об этом можно говорить бесконечно, так как наблюдать можно абсолютно за всем. Что нас окружает, чем мы и занимаемся.
В младшем возрасте наблюдения должны занимать не более 7-10 минут и быть яркими, интересными, в старшем возрасте наблюдения должны составлять от 15 до 25 минут. Проводить их надо ежедневно.
Объектами наблюдений могут быть:
- живая природа: растения и животные;
- неживая природа: сезонные изменения и различные явления природы (дождь, снег, текущие ручьи);
-   труд взрослых.
Игра и двигательная активность
Ведущее место на прогулке отводится играм, преимущественно подвижным.
 В них развиваются основные движения, снимается умственное напряжение от занятий, воспитываются моральные качества.
Выбор игры зависит от времени года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни целесообразно начинать прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) следует организовать малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.
Игры с прыжками, бегом, метанием, упражнениями в равновесии следует проводить также в теплые весенние, летние дни и ранней осенью.
Во время прогулок могут быть широко использованы бессюжетные народные игры с предметами, такие, как бабки, кольцеброс, кегли, а в старших группах - элементы спортивных игр: волейбол, баскетбол, городки, бадминтон, настольный теннис, футбол, хоккей. В жаркую погоду проводятся игры с водой.
Время проведения подвижных игр и физических упражнений на утренней прогулке : в младших группах – 6 – 10 минут, в средних – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 20-25 минут. На вечерней прогулке : в младших и средних группах – 10-15 минут, в старших и подготовительных – 12 -15 минут.
Каждый месяц разучивание 2-3 п/и (повтор в течение месяца и закрепление 3-4 раза в год)
В младшем возрасте рекомендуются игры с текстом (подражание действиям воспитателя).
В средней группе воспитатель распределяет роли среди детей (роль водящего выполняет ребенок, который может справиться с этой задачей).
В старшей и подготовительной группе проводятся игры-эстафеты, спортивные игры, игры с элементами соревнования.
Не допускается длительное нахождение детей на прогулке без движений. Особого внимания требуют дети со сниженной подвижностью, малоинициативные, которых следует вовлекать в подвижные игры.
Игры с высоким уровнем интенсивности движений не следует проводить в конце утренней прогулки перед уходом с участка, так как дети в этом случае становятся перевозбужденными, что отрицательно сказывается на характере дневного сна, увеличивает длительность засыпания, может быть причиной снижения аппетита.
Помимо подвижных игр и отдельных упражнений в основных движениях, на прогулке организуются и спортивные развлечения (упражнения). Летом - это езда на велосипеде, классики, зимой - катание на санках, коньках, скольжение на ногах по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах.
Особенности организации двигательной активности в зимний период:
- в холодный период года, воспитателю необходимо следить за тем, чтобы дети дышали носом. Носовое дыхание соответствует формированию у детей умения правильно дышать, предупреждает заболевание носоглотки;
- при низких температурах воздуха нецелесообразно организовывать игры большой подвижности, так как они приводят к форсированию дыхания, когда дети начинают дышать ртом. Не следует также в этих условиях проводить игры, требующие произнесения детьми в полный голос четверостиший, припевок, какого – либо текста.
Дидактические игры и упражнения.
Являются одним из структурных компонентов прогулки. Они непродолжительны, занимают по времени в младшем возрасте 3-4 минуты, в старшем 5-6 минут.
Приемом стимуляции детской активности являются различные дидактические упражнения. Они проводятся несколько раз в течение одной прогулки. Дидактическое упражнение может быть предложено детям в начале, в конце, а может вплетаться в ход наблюдения, например, «Принеси желтый листик»«Найди по листу дерево»«Найди дерево или кустарник по описанию» и т. д. Проводят их со всей группой либо с частью ее.
Трудовая деятельность детей на участке.
Большое воспитательное значение имеет трудовая деятельность на прогулке. Содержание и формы ее организации зависят от погоды и времени года. Осенью дети собирают природный материал, зимой могут сгребать снег, делать из него разные сооружения. Так же привлекаем детей к сбору игрушек. Трудовые задания детям даются такие, которые не требуют от них определенных усилий.
Важно, чтобы для каждого ребенка задания были посильными, интересными и разнообразными, а по длительности – не превышали 5-15 минут в младшем возрасте и 15-20 минут в старшем возрасте.
Формами организации труда детей являются:
- индивидуальные трудовые поручения;
- работа в группах;
- коллективный труд.
Индивидуальные трудовые поручения применяются во всех возрастных группах детского сада.
Коллективный труд дает возможность формировать трудовые навыки и умения одновременно у всех детей группы. Во время коллективного труда формируются умения принимать общую цель труда, согласовывать свои действия, сообща планировать работу.
В младшей группе дети получают индивидуальные поручения, состоящие из одной-двух трудовых операций, например, взять корм для птиц и положить в кормушку.
В средней группе одновременно могут работать две подгруппы и выполнять разные трудовые поручения; требуется постоянное внимание воспитателя к качеству работы.
У детей старшего возраста необходимо сформировать умение принять трудовую задачу, представить результат ее выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно заниматься трудовой деятельностью (при небольшой помощи воспитателя).
Индивидуальные поручения становятся длительными, например, собрать и оформить гербарий.
Организация индивидуальной работы
В соответствии с календарным планированием мы осуществляет индивидуальную работу во время прогулок Для одних организует игру с мячом, для других - упражнение в равновесии, для третьих – прыжки с разбегу и т. д.
На прогулках осуществляется работа и по развитию речи ребенка: разучивание потешки или небольшого стихотворения, закрепление трудного для произношения звука и т. п. Воспитатель может вспомнить с и мелодию песни, которую разучивали на музыкальном занятии.
Самостоятельная деятельность.
Самостоятельная деятельность детей на прогулке также нуждается в руководстве и контроле.
Мы предлагаем детям организовать подвижную игру, или занимательные задания. Во время самостоятельной игровой деятельности дети отражают впечатления, полученные в процессе ОД, экскурсий, повседневной жизни, усваивают знания о труде взрослых. Происходит это в процессе сюжетно-ролевых игр.
Воспитатель поощряет игры в семью, космонавтов, пароход, больницу и др. Он помогает развить сюжет игры, подобрать или создать необходимый для нее материал. Интерес к таким (творч. игры) играм развивается у детей с 3-4 лет. Расцвет ролевой игры начинается с 4-лет и наивысшего развития она достигает в середине дошкольного возраста (5-6 лет, а затем постепенно заменяется играми с правилами, возникающими после семи лет.
Во время прогулки воспитатель следит за тем, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтобы никто не озяб или не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, он привлекает к участию в более спокойных играх.
 
Требования безопасности при организации прогулок на участке детского сада
Перед выходом детей на прогулку воспитатель осматривает территорию участка на предмет соответствия требованиям безопасности в соответствии со своей должностной инструкцией.
Перед выходом на прогулку работники ДОУ, занятые одеванием детей должны следить, чтобы дети не оставались долго одетыми в помещении во избежание перегрева. Следить за исправностью и соответствием одежды и обуви детей микроклимату и погодным условиям.
В случае усиления ветра до недопустимых параметров, ухудшения погодных условий (дождь, метель и др.) во время прогулки, воспитатель должен немедленно завести детей в помещение.
При проведении прогулки воспитатель следит, чтобы дети не уходили за пределы участка детского сада. В процессе прогулки воспитатель должен обучать детей навыкам безопасного поведения, правилам безопасного обращения с различными предметами.
Запрещается:
- оставлять детей одних, без присмотра;
- использовать в детских играх острые, колющие, режущие предметы, сломанные игрушки.
О каждом несчастном случае с ребенком воспитатель должен немедленно возвестить руководителя, родителей, при необходимости привлечь медицинский персонал для оказания первой медицинской помощи. При необходимости организовать доставку ребенка в отделение скорой помощи.
Каждый ребенок – маленький исследователь, он с радостью и удивлением открывает для себя окружающий мир. Дети стремятся к активной деятельности, и важно не дать этому стремлению угаснуть, способствовать его дальнейшему развитию. Чем полнее и разнообразнее будет организована детская деятельность на прогулке, тем успешнее будет идти развитие детей, лучше реализуются потенциальные возможности и детские творческие проявления.