Страничка учителя-логопеда
Чистая, правильная речь – одно из важнейших условий нормального развития человека. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка. Сегодня вряд ли можно встретить по-настоящему успешного человека с трудом собирающего слова в предложения или на протяжении нескольких минут постоянно запинаясь, пытающегося сформировать свои мысли.
К грамотной речи относятся такие факторы, как умение подобрать нужные, наиболее эффектные слова, грамотно, с точки зрения русского языка составить предложения, произнести речь с нужной интонацией, четким и ясным голосом. Иными словами, правильно и красиво говорить – это настоящее искусство: сложное и многогранное.
В системе дошкольного образования развитие речи занимает ведущее место. Дошкольный период – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи. Только в дошкольном возрасте можно сформировать базу для дальнейшего полноценного развития ребенка.
Дети с нарушениями речи — это дети, имеющие отклонения в развитии речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте. Нарушения речи многообразны, они могут проявляться в нарушении произношения, грамматического строя речи, бедности словарного запаса, а также в нарушении темпа и плавности речи.
Большое значение для ребенка и родителей имеет во время оказанная помощь специалистов, в частности – учителя - логопеда.
Ежегодно в сентябре – маи учитель - логопед в детском саду проводит отбор детей с 5- 7лет для зачисления их в группу для детей с нарушениями речи. Учитель – логопед приходит в группу, обследует речь детей путем прослушивания стихотворений, беседы по картинкам, выполнения определенных заданий. Своевременное обследование речи детей позволяют учителю - логопеду выявить речевые нарушения, и направить детей с нарушениями речи на ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия).
Первые две недели сентября учитель - логопед проводит обследование речи детей и заполняет индивидуальную речевую карту на каждого ребенка. Обследование также проводит воспитатель и узкие специалисты детского сада (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре). По итогам диагностики, специалистами детского сада составляется индивидуальный план коррекционной работы на каждого ребенка.
В логопедических группах проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т.е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т.е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга); подготовка руки к письму;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
Со второй половины сентября начинаются фронтальные и подгрупповые занятия: учитель - логопед знакомит детей с гласными и согласными звуками, звуковым анализом слова, отрабатывает грамматические категории, обогащает и активизирует словарный запас, развивает связную речь.
На индивидуальных занятиях учитель - логопед занимается постановкой нарушенных звуков, их автоматизацией и дифференциацией. Также развивает фонематический слух, мелкую моторику, внимание, память, мышление.
Совместно с музыкальным руководителем учитель-логопед проводит логоритмические занятия. На занятиях педагоги продолжают работу по развитию слухового внимания, развитию чувства ритма, формированию правильного речевого дыхания, изменению силы и высоты голоса. Участие детей в театрализованных инсценировках, играх-драматизациях, музыкальных сказках, позволяет расширять и активизировать словарный запас.
Занятия проводятся в игровой занимательной форме с помощью наглядно-игровых пособий. С помощью наглядно-игровых пособий создается игровая ситуация, формируется положительное отношение к обучению. Наглядно- игровые средства дают возможность дошкольникам с общим недоразвитием речи, наглядно представить конкретную ситуацию, необходимую для порождения определенного речевого высказывания.
Вся коррекционная работа в логопедической группе направлена на исправление речевых нарушений у воспитанников и предусматривает тесное сотрудничество учителя - логопеда с родителями.
В октябре проводится первое родительское собрание по результатам углублённого обследования детей. Учитель – логопед знакомит родителей с организацией работы в данной группе, задачами и содержанием работы, рассказывает о необходимости выполнения домашних заданий с ребёнком по индивидуальной тетради, объясняя как её оформить.
В определённый день недели проводятся консультации для родителей (по запросу или по приглашению логопеда). На консультациях учитель-логопед показывает как правильно и точно выполнять артикуляционную гимнастику и другие задания. Сообщает об успехах и трудностях ребёнка, путях их преодоления.
Советы родителям
Совет №1 — НАЧНЕМ С ВАС
Речь не возникает сама по себе, ей необходимо учиться, и возможно это только в процессе общения. Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.
Совет №2 — ВСТРЕЧА ВЗГЛЯДОВ
Озвучивайте любую ситуацию – но только если вы видите, что ребенок слышит и видит вас. Не говорите в пустоту, смотрите ему в глаза. Это особенно важно, если ваш ребенок чрезмерно активный, постоянно двигается.
Если ваш малыш еще только лепечет или говорит мало слов, старайтесь, чтобы он видел вашу артикуляцию.
Совет №3 — ГОВОРИТЕ ЧЕТКО
Говорите просто, четко, внятно проговаривая каждое слово, фразу. Дети очень чутки к интонации — поэтому каждое слово, на которое падает логическое ударение, произносите как можно более выразительно.
Совет №4 — ТО ЖЕ, НО ПО-РАЗНОМУ
Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.
Совет №5 — НЕ ПЕРЕУСЕРДСТВУЙТЕ
Не употребляйте слишком длинных фраз. Не перегружайте ребенка, предъявляя ему сразу большое количество заведомо незнакомых слов.
Совет №6 — ХОРОШЕЕ НАСТРОЕНИЕ — ЗАЛОГ УСПЕХА
Произносите новое слово в эмоционально благоприятной ситуации. Психологи заметили: в таких условиях ребенок обучается в десять раз лучше.
Совет №7 — ВСЕ ЧУВСТВА В СОЮЗЕ С РЕЧЬЮ
Важно, чтобы ребенок имел возможность видеть, трогать, нюхать, то есть изучать предмет разными способами. Если увидите, что ребенок взял предмет, сразу же назовите его несколько раз – четко и выразительно.
Совет №8 — В ОСНОВЕ РЕЧИ — СТРЕМЛЕНИЕ К ОБЩЕНИЮ
Всегда одобряйте желание ребенка вступить с вами в контакт. Поддерживайте его стремление общаться!
Совет №9 — СТРЕМИМСЯ К РАЗНООБРАЗИЮ
Если лепет малыша однообразен, старайтесь обогатить его, предлагая цепочку слов с другими согласными и гласными (дя-дя-дя, ма-ма-ма, ка-ко-ку).
Совет №10 — УВАЖАЙТЕ ПОПЫТКИ РЕБЕНКА ГОВОРИТЬ
Речь развивается на основе подражания и самоподражания. Когда ребенок говорит один или вместе с вами, выключайте громкую музыку, телевизор и старайтесь дать ему возможность слышать себя и вас. Не сюсюкайте с ребенком, ведь вы не хотите потом переучивать его общаться нормально.
Создавайте такие ситуации в игре, где ребенку понадобится звукоподражание. Побуждаете вы, а не ситуация.
Родители пытаются угадать желания своего ребенка. У малыша не возникает необходимости произносить что-либо. Есть опасность задержать ребенка на стадии жестового общения.
Совет №13 — РАСШИРЯЙТЕ СЛОВАРЬ
Ребенок владеет словом на двух уровнях: понимает его – пассивный словарь, говорит – активный. Если вы пополняете ресурс понимания, это обязательно приведет к лексическому взрыву.
Совет №14 — ВЕДИТЕ ДНЕВНИК
Фиксируйте его речевые достижения, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.
Совет №15 — РАЗВИВАЙТЕ ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ ЗВУК
Побуждайте различать близкие звуки, слова, отличающиеся 1 звуком (крыса-крыша).
Используйте слова типа «бух», «ням-ням», «ав-ав». Создайте основу для полноценной речи.
Совет №17 — ЧИТАЙТЕ …
Читайте короткие сказки, стихи по несколько раз – дети лучше воспринимают тексты, которые они уже слышали.
Совет №18 — ПАЛЬЧИКИ НА ПОМОЩЬ РЕЧИ
Развивайте мелкую моторику – точные движения пальцев руки. Она тесно связана с развитием речи.
Совет №19 — БУДЬТЕ ТЕРПЕЛИВЫ, СНИСХОДИТЕЛЬНЫ И … ОСТОРОЖНЫ
Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.
Совет №20 — ТОЛЬКО ВЫ!
Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.
- 451 просмотр